Правительство (НЕ)доверия?

Читать на русском

Никита Орлов, Виктор Солев - 28.02.2014

С первых своих часов существования, новая власть старательно демонстрирует знакомые подходы к государственному управлению. Те самые, что стали причиной поражения «оранжевой» команды и крахом режима Януковича.

Тяга к коррупции – в крови у украинской элиты. И здесь эволюционными практиками ничего сделать нельзя. Нужен болезненный и жестокий инструментарий.

К слову, на Майдане это понимают даже лучше, чем в среде новой элиты. Именно поэтому, Майдан четко сформулировал свои требования к новому правительству, члены которого, я абсолютно убежден, считают, что могут действовать так, как им захочется, проявляя немного больше осторожности, чем предшественники.

Давайте остановимся на требованиях Майдана. Он четко обозначил свои пожелания накануне формирования Кабинета Министров: правительство Украины должно быть сформировано из профессионалов, которые имеют незапятнанную репутацию, а не из партийных функционеров. Это раз.

Членами Кабмина не могут быть участники списка ста самых богатых людей страны, руководители органов исполнительной власти, и сотрудники администрации президента, которые работали на должностях с 2010 года. Это два.

Опыт работы кандидата в области должен быть по меньшей мере семь лет, пять из которых - на руководящей должности. Это три.

Четвертое - претенденты на министерские посты должны пройти проверку на непричастность к нарушениям прав человека и отсутствие информации о коррупции.

Требования четкие, понятные и логичные.

После озвучивания требований Майдана, бывшая парламентская оппозиция оказалась в сложном положении. С одной стороны, нельзя было идти против общественных активистов, с другой, уставшая от оппозиционного сиденья и противостояния команда рвалась к власти. Арсений Яценюк нашел «компромиссный» вариант: сформировать правительство с вкраплением моральных авторитетов Майдана. Ход, прописанный политтехнологами снял напряженность, но лишь отчасти.

Итак, на Майдан лидеры взявшей власть оппозиции понесли «компромиссный» проект состава правительства, в котором числились следующие имена: вице-премьеры – Борис Тарасюк, Ольга Богомолец, Владимир Гройсман и Александр Сыч. Министры – Петренко, Шлапак, Шеремет, Квит, Мусий, Денисова, Мохник, Дещица, Нищук, Мирный, Семерак, Продан и Аваков.

Как видно из списка, он и близко не соответствует критериям отбора, принятого Майданом, однако, в нем действительно оказались люди (исключительно в гуманитарном блоке), которые имеют очень высокий авторитет среди обычных активистов. Очевидно, что это, в какой-то мере, примирило немногочисленный будничный Майдан с озвученными именами.

Тем не менее,  список членов правительствав парламенте уже серьезно отличался от озвученного со сцены на площади Независимости.

И это можно смело назвать первым невыполненным обещанием, которое коалиция давала Майдану. К сожалению, это не самый страшный «грех» теперь уже правящих партий перед теми, кто привел их к власти.

Чтобы это понять, нужно проанализировать «конечный» список членов Кабинета Министров Украины. Начнем с вице-премьеров. Итак, ни Борис Тарасюк, ни Ольга Богомолец не пошли в правительство. У каждого из них свои резоны отказаться от участия в этой команде.

Борис Тарасюк заявил, что должность вице-премьера является церемониальной, не имеет реальных полномочий и возможностей. Якобы, он еще утром накануне голосования попросил не вносить его кандидатуру в парламент, однако, его пожелание, почему-то, было проигнорировано.

С Ольгой Богомолец все сложнее и принципиальнее. Изначально она давала свое согласие на назначение министром здравоохранения, но после выдвинутых ею условий, появилось предложение по вице-премьерству. Ее условия четкие и понятные, а вот их неприятие Арсением Яценюком, как минимум, выглядит странно.

По словам самой Ольги Богомолец, условия были такими: первое – полный аудит и санация всей системы, открытие коррупционных схем и привлечение к ответственности тех людей, которые в этой схеме задействованы. Второе – полное открытие всех финансовых потоков, раскрытие всех тендерных процессов для того, чтобы они были открытыми и проводились на открытых условиях. И эти финансовые потоки должны быть переданы в области, а не держаться централизовано в Минздраве. Третье условие – приведение новой, проверенной, чистой команды. Еще одним условием было предоставление больших полномочий профсоюзам медиков. Следующее условие – присутствие постоянной прямой видеотрансляции из Кабинета министров.

Скажите, что в этих условиях не соответствует требованиям людей, которые выходили на акции не столько против Януковича, сколько против системы тотальной коррупции, которую он собой олицетворял. Получается, что не согласившись с требованиям одного из общественных лидеров Майдана, правящая команда четко продемонстрировала, что и дальше собирается использовать теневые схемы для воровства и коррупции в сфере медицины?

Оставим пока это вопрос на совести нового премьер-министра и посмотрим на его других заместителей. Итак, два вице-премьера из согласованных на Майдане, «вылетели». Зато появился Виталий Ярема в качестве первого вице-премьера и куратора всего силового блока. О его первых, весьма сомнительных, кадровых решениях я уже говорил. Остается лишь пожелать ему, чтобы все последующие были прозрачными и понятными.

Остается еще два вице-премьера. И если по Владимиру Гройсману вопросов нет (признанный в Украине авторитет среди мэров, отличающийся инновационными подходами и креативным мышлением), человек явно окажется на своем месте, то назначение Александра Сыча, в принципе, объяснить непросто. Во-первых, неясно какие вопросы он будет курировать. Во-вторых, вспоминаем требование Майдана – не партийные функционеры. Сыч – заместитель Олега Тягнибока по идеологии (!). Попробуйте поискать более партийного функционера.

Теперь перейдем к отдельным министрам. Ряд из них понятен, особенно, те люди, что выдвинуты Майданом: Олег Мусий – руководитель медицинской службы Майдана имеет высочайший авторитет и есть надежда, что на должности министра здравоохранения будет работать по тем принципам, что хотела ввести Ольга Богомолец.

Сергей Квит – министр образования. Ректора Киево-Могилянской академии можно смело причислить к моральным авторитетам нации. Он бескомпромиссно боролся с антиукраинскими идеями Табачника, и теперь, наконец, получит возможность построить систему образования так, как видится ему. Уверен, украинская система образования от этого только выиграет.

Евгений Нищук – министр культуры. Бессменный ведущий Майдана, признанный всеми «Голос Майдана». В жизни – не хватающий звезд с неба актер. Достаточно ли будет ему знаний и опыта для руководства министерством? Вопрос открыт. Если ничего ломать не будет, то хватит, система построена и действует. Но ведь новая власть нацелена на реформы во всех сферах или нет?

На этом, к сожалению, заканчиваются и иллюзии в отношении соблюдения политиками требований Майдана. Последний из «гуманитарных» министров – министр социальной политики Людмила Денисова – явное тому подтверждение. Близкая соратница Юлии Тимошенко получила свой пост несмотря на тянущийся шлейф участия в коррупционных скандалах (а как же требования в отношении коррупции? Или это относится лишь к режиму Януковича, а все, что было раньше – не в счет?).

Дмитрий Булатов – министр молодежи и спорта. Сложно абстрагироваться от темной истории с его похищением и от претензий, которые звучат от его соратников.Дальше больше. Юрий Продан назначен министром энергетики и угольной промышленности. Да-да, тот самый Продан, что был автором многих теневых схем во втором правительстве Тимошенко, а после ее фиаско нашел себе патрона в лице других сильных мира сего. Здесь нет иллюзий и надежд, что человек внезапно перестанет работать по привычным канонам и станет образцом добропорядочности. Бросьте, кто еще верит в сказки в этой стране?!

Игорь Швайка – министр аграрной политики и продовольствия. Здесь вообще нарушены все требования Майдана, что можно только нарушить. Начать с того, что Швайко не вносился на Майдан. Изначально была озвучена кандидатура Александра Мирного. Далее, Швайка – профессиональный партийный функционер. Наконец, он не имеет никакого отношения к селу. Какие семь лет работы по профилю?! Зато, смею думать, он разбирается (и неплохо) в схемах по наполнению партийной кассы. Профессиональный революционер, боровшийся со сланцевым газом на востоке Украины во главе МинАП – это даже веселее, чем,воспетый отечественной прессой как отпетый мошенник, Присяжнюк, много лет обворовывавший украинских селян и фермеров, о чем во всех подробностях повествуют сотни публикаций в СМИ.

Коль уж заговорили о сланцевом газе, то давайте сразу обсудим и нового министра экологии. Андрей Мохник – чистый партийный функционер (привет Майдану), абсолютно некомпетентен в доверенной ему сфере (еще один привет), и ярый активист в борьбе с идеей добычи сланцевого газа в Украине (привет всей энергетической безопасности Украины).

От квоты «Свободы» перейду к «квоте Яценюка». Есть и такая в нынешнем правительстве, как оказалось. Павел Петренко назначен министром юстиции. Это преданный Арсению Петровичу человек, руководивший юридической службой Майдана, и разрабатывавший противоречивый закон об амнистии. Сложно сказать, каким он будет министром.

Еще один «друг детства» ЯценюкаМаксим Бурбакполучил кресло министра инфраструктуры. Здесь сыграла личная преданность премьер-министру, поскольку профессиональные качества нового министра, которыепозволят руководить ему не только министерством, но еще и другими важнейшими структурами (той же Укрпочтой или Укрзализницей), неизвестны.

Два светлых «пятна» в «квоте Яценюка» - министр финансов Александр Шлапак, мощный финансист, специалист в вопросах макроэкономики, и министр экономического развития и торговли Павел Шеремета. Он является президентом Киевской школы экономики. Это действительно очень компетентный специалист.

Последний блок – «силовики» и МИД. Глава внешнеполитического ведомства Андрей Дещица слывет профессионалом в дипломатической среде. Его плюс – отсутствие одиозного шлейфа, как тот, что тянется за «отказавшимся» Тарасюком.

И.о. министра обороны Игорь Тенюх также является достойной креатурой. В его пользу сложилась еще и ситуация. Он прекрасно осведомлен о ситуации в Крыму, знает сильные и слабые стороны украинской армии и флота, трезво оценивает возможности оборонного ведомства. Адмирал явно на своем месте, даже несмотря на членство в «Свободе».

Последний из анализируемых министров – глава МВД – Арсен Аваков. Долго о нем говорить смысла нетвсе и так понятно. Достаточно уже того, что он входит в ТОП – 100 богатейших людей Украины. Еще нужны какие-то комментарии?

Итак, теперь можно трезво оценить представленное правительство реформаторов. Арсений Яценюк десятки раз патетически заявлял, что это правительство «смертников», «политических камикадзе», которые исключительно из любви к родине взяли на себя тяжкое бремя проведения непопулярных реформ.

Как свидетельствует анализ, Арсений Петрович сильно лукавит. Нет, этому правительству действительно придется сложно. И в его составе, на самом деле, хватает «романтиков с Майдана». Но вот на ключевых должностях расположились отнюдь не романтики. А если говорить совсем на чистоту, то это очень непрозрачные люди, назначенные вопреки требованиям Майдана.

Арсений Яценюк прекрасно знает, что заходить на «нижней» точке – всегда выгодно. Во-первых, хуже уже вряд ли будет, во-вторых, все можно валить на «папередников», как это делал Азаров три года подряд, в-третьих, в случае провала, не будет праведного народного гнева. Завышенных ведь ожиданий нет.

Резюмирую. Первое. Новое правительство – это не правительство Майдана. Яценюк и другие оппозиционные лидеры УЖЕ не выполнили обещание формировать новое правительство вместе с народом. Критерии отбора министров, выработанные Майданом, грубо нарушены.

Второе. В Правительстве масса «белых пятен». То есть, министров, от которых неизвестно чего можно ожидать с профессиональной точки зрения. Зато с уверенностью можно утверждать, что они будут «трудиться» на партийную кассу. А это коррупция, схемы, нечистоплотность.

Третье, и самое главное, никакой командой единомышленников – технократов вообще не пахнет. Нынешний состав – это состав на войну. Причем, друг с другом. «Регионалы» почти разбиты, а у новой власти свои заботы: впереди выборы президента, а затем, скорее всего, еще и парламента.

Таким образом, можно сделать в целом негативный прогноз по деятельности Кабинета Министров, как цельного организма. Возможно локальные успехи в сфере образования или здравоохранения, но ждать наступательного подъема, вызванного синергией, увы, не приходится.

Наверное, только так и должно быть, когда политики обещают одно, а поступают, как всегда. Но от этого, почему-то не легче, и вряд ли будет легче Украине и ее народу, который кровью заплатил за очередной шанс очиститься от коросты беспредела и коррупции.

ПІДПИСУЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

та дивіться першими нові відео від «Слово і діло»
Поділитися: